Статьи
Новости
12 декабря, 2017
04 декабря, 2017
21 ноября, 2017
20 ноября, 2017
Кармен Мариуса Петипа
19 декабря, 2013
Когда Петипа перечислял спектакли, которые он поставил в Мадриде, то первым он назвал балет «Кармен и её тореадор». Именно этот одноактный балет сыграл важную роль в творчестве балетмейстера. Неотразимый образ роковой цыганки следовал за ним всю жизнь. И позже, в 1895 году, когда М. Петипа сочинял «Лебединое озеро» он снова возник. Одиллия – это гениальная классическая балерина, но в ней угадывается все та же Кармен.
В 1847 году Мариус Петипа приехал в Петербург. Он не планировал задерживаться здесь надолго, хоть и не строил каких-либо иных планов. Но он остался в этом городе на шестьдесят три года, на всю оставшуюся жизнь. Пятьдесят шесть лет он проработал в театре, начиная с танцовщика-премьера. Позже он стал штатным балетмейстером и педагогом, а с 1869 по 1903 год стал главным балетмейстером.
Он, бесспорно, прожил необыкновенную жизнь, его карьера была фантастической. Однако не все было так легко и просто. Довольно длительное время Петипа не имел устойчивого статуса в театре, а его служебное и творческое положение было крайне неопределенным.
Не каждая его удачная постановка, такая как петербургская «Баядерка» (1877) или московский (1869), а позже перенесенный на сцену Мариинки (1871) «Дон Кихот», попадала на афишу театра. Хоть они и стояли в ряду ежегодных премьер. Но бывали сезоны, когда карьера и художественная репутация М.Петипа были в большой опасности. А были времена, когда Петипа вообще угрожали не продлевать контракт. Множество причин приводили к тому, что случались такие неудачи. Часто ему приходилось идти на компромисс, потому что у него не было протекции, к этому прибавлялся недостаток внутренней культуры и банальное невезение.
В конце 80-х годов положение Мариуса Петипа, наконец, стало устойчивым. Но возраст стал его новой проблемой. В 1890 году, во время премьеры «Спящей красавицы» Петипа было уже семьдесят два года. В таком возрасте люди уходят на покой и занимаются написанием мемуаров. Но Петипа суждено было на склоне лет начать новую жизнь и радоваться обретенной свободе творчества.
Свой шанс он использовал в полной мере. Анализируя его творческую карьеру, можно с уверенностью сказать, что последние десять лет его жизни были наиболее плодотворными и насыщенными. Все предыдущие годы он постоянно рос, внутренне возвышался, и не только в профессиональном плане. И когда в балет пришли Чайковский и Глазунов, Петипа был готов к этому. В своих спектаклях он воплощал свой жизненный принцип. Это и было его тайной, его секретом – внутренний рост. Именно такова суть больших адажио Чайковского и Глазунова. Это и есть сюжет, метафорическая и даже метафизическая основа новых спектаклей того времени. Можно сказать, внутренний рост впоследствии стал основной темой классического русского балета.
Удивительно то, что именно француз, пребывая на грани между творчеством и неизбежным его окончанием, абсолютно точно смог это почувствовать и реализовать.
В 1847 году Мариус Петипа приехал в Петербург. Он не планировал задерживаться здесь надолго, хоть и не строил каких-либо иных планов. Но он остался в этом городе на шестьдесят три года, на всю оставшуюся жизнь. Пятьдесят шесть лет он проработал в театре, начиная с танцовщика-премьера. Позже он стал штатным балетмейстером и педагогом, а с 1869 по 1903 год стал главным балетмейстером.
Он, бесспорно, прожил необыкновенную жизнь, его карьера была фантастической. Однако не все было так легко и просто. Довольно длительное время Петипа не имел устойчивого статуса в театре, а его служебное и творческое положение было крайне неопределенным.
Не каждая его удачная постановка, такая как петербургская «Баядерка» (1877) или московский (1869), а позже перенесенный на сцену Мариинки (1871) «Дон Кихот», попадала на афишу театра. Хоть они и стояли в ряду ежегодных премьер. Но бывали сезоны, когда карьера и художественная репутация М.Петипа были в большой опасности. А были времена, когда Петипа вообще угрожали не продлевать контракт. Множество причин приводили к тому, что случались такие неудачи. Часто ему приходилось идти на компромисс, потому что у него не было протекции, к этому прибавлялся недостаток внутренней культуры и банальное невезение.
В конце 80-х годов положение Мариуса Петипа, наконец, стало устойчивым. Но возраст стал его новой проблемой. В 1890 году, во время премьеры «Спящей красавицы» Петипа было уже семьдесят два года. В таком возрасте люди уходят на покой и занимаются написанием мемуаров. Но Петипа суждено было на склоне лет начать новую жизнь и радоваться обретенной свободе творчества.
Свой шанс он использовал в полной мере. Анализируя его творческую карьеру, можно с уверенностью сказать, что последние десять лет его жизни были наиболее плодотворными и насыщенными. Все предыдущие годы он постоянно рос, внутренне возвышался, и не только в профессиональном плане. И когда в балет пришли Чайковский и Глазунов, Петипа был готов к этому. В своих спектаклях он воплощал свой жизненный принцип. Это и было его тайной, его секретом – внутренний рост. Именно такова суть больших адажио Чайковского и Глазунова. Это и есть сюжет, метафорическая и даже метафизическая основа новых спектаклей того времени. Можно сказать, внутренний рост впоследствии стал основной темой классического русского балета.
Удивительно то, что именно француз, пребывая на грани между творчеством и неизбежным его окончанием, абсолютно точно смог это почувствовать и реализовать.
Похожие новости
Внутренней основой испанского балета Мариуса Петипа «Дон Кихот» является динамика действия. Она заключается в фабуле, в сюжете этого спектакля. Сюжет балета – это побег из Барселоны Китри и Базиля. Темы похищения, побега, преследования еще до Петипа
Родиной Мариуса Петипа бала Франция. Именно здесь в Марселе он прожил первые месяцы своей жизни. Но Париж стал тем городом, который отверг Петипа-танцовщика, и даже не заинтересовался ним, как балетмейстером. Всего один раз в жизни он появился на
Для Мариуса Петипа Франция являлась страной утренних серенад и полуденных празднеств, лучезарной и неповторимой страной. Свет жизни наполняет весь балет Петипа «Спящая красавица». Это можно сравнить с тем, как сияющий пленэр заполняет работы
Легенда мирового балета Театр Юрия Григоровича в Афинах! С 12 по 14 октября 2012 года будет идти постановка «Спящая Красавица» в театре Badminton. Великая фигура в мировом балете, живая легенда балетной сцены, хореограф от Бога, снова посетит Грецию
Балет "Аполлон Мусагет" уже в течение одного столетия имеет положение как манифест балета неоклассики. Его рейтинг не похож на рейтинг музейных экспонатов, положенных без действия, просто для вида, а наоборот он общепризнанный из всех популярных